В Российской Федерации всем гражданам без исключений предоставляется право на получение образования, которое гарантировано прежде всего Конституцией, регламентируется отраслевым федеральным законом и рядом иных законодательных актов.
Действующая образовательная система категорирована по ключевым направлениям, которые в совокупности представляют данную конструкцию.
Названные ключевые направления подразделяются следующим образом:
- дошкольная направленность;
- школьная линия;
- средне-профессиональный вектор;
- область высшего образования;
- послевузовская сфера;
- вопросы зарубежного образования.
- взаимоотношения учащихся и преподавателей;
- качества предоставляемых образовательных услуг;
- установления регламента сдачи ЕГЭ, апелляционного производства по неудовлетворительным результатам;
- нарушения правил поступления и зачисления в образовательные учреждения;
- оспаривания результатов государственных экзаменов и получения аттестатов, дипломов об образовании;
- договоров оказания образовательных услуг, условий и порядка их оплаты и т.п.;
- аттестации преподавательского состава;
- присвоения соответствующих ученых регалий и степеней профессорско-преподавательскому составу, а также вопросов его пенсионного и социального обеспечения.
Вместе с тем, думается, неоспоримым является факт того, что образование представляет собой один из первостепенных и важнейших аспектов жизнедеятельности каждого гражданина, от качества получения которого зачастую определяется его социальная роль.
Образовательное право или право в сфере образования представляет собой самостоятельную отрасль российского права, входящего в систему гражданского законодательства.
В настоящий момент у любого гражданина присутствуют определенные собственные представления и познания об образовательной системе, образовательном процессе, о необходимом пласте получаемых знаний, в то время как познания о законодательстве, регулирующем сферу образования, о том, в каком русле образовательное право должно развиваться, как правило, отсутствуют.
В виду присутствия многочисленных вопросов и споров в данной области, а также с учетом характера массовости среди населения, возникает необходимость правового содействия гражданам в сфере образования.
Образовательное право включает в себя все аспекты, обусловленные с проблемами правового регулирования образовательного процесса и учебной системы будь-то в дошкольных учреждениях и организациях, либо учреждениях и организациях общеобразовательной системы и системы профессионального образования, включая: школы, лицеи, гимназии, профессиональные училища, средние специальные учебных заведения, университеты, академии и т.п.
Отметим, что наиболее основными и актуальными проблемами по возникновению спорных ситуаций являются вопросы сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) и поступления в соответствующее учебное заведение.