Земля — важный объект в предпринимательской и иной экономической сфере интересов государства, землевладельцев и землепользователей.
Важным объектом в предпринимательской и иной экономической сфере интересов государства, прочих хозяйствующих субъектов, выступающих в роли землевладельцев и землепользователей, выступает земля как ресурс для экономической деятельности и как недвижимость при осуществления прав собственника.
При этом формирование данных концепций и их реализация протекает при использовании государственного и рыночного регулирования земельных отношений с применением соответствующих механизмов.
К слову, важно указать, что земля является наиболее важным фактором производства по причине того, что она выступает центром форм хозяйствования и естественных ресурсов, вовлеченных в производство, к примеру, в добывающей отрасли либо сельском хозяйстве.
Вместе с этим, земля выступает необходимым условием производства, поскольку является территорией расположения превалирующего числа объектов хозяйствования, местом хранения и размещения орудий производств.
Земля как фактор производства сочетает земельные, лесные, минеральные и водные ресурсы, а также воздушного и космического пространства, используемые в производстве.
Товарные свойства земли проявляются на земельном рынке, поскольку имеет собственный спрос и предложение. Важно понимать, что земля, как природный ресурс, становится товаром при совершении сделок с ней, объектом которых выступают земельные участки.
Между тем, согласно нормам ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Тем самым, из приведенного определения следует, что земля является основным корневым эталоном отнесения имущества к недвижимому, поскольку к недвижимости относится «все, что прочно связано с землей».
В этой связи, земля как недвижимость при осуществления прав собственника имеет для понимания двойственную природу, во-первых, сама земля в форме земельных участков является объектом недвижимости, во-вторых, земля для определения недвижимости является единственным критерием по связи с ней.
Тем самым, участвуя в экономическом обороте среди хозяйственных субъектов непосредственно земля, а также складывающиеся в отношении ее земельные отношения представляют собой одну из сложных категорий, поскольку обладают обширным механизмом регулирования властного и рыночного характера.
К отдельным инструментам данного механизма, определяемыми нормами земельного законодательства относятся:
- особенности купли-продажи и аренды земельных участков;
- межевание и постановка на кадастровый учет;
- изменение категории, либо вида использования земельного участка;
- признание права собственности на земельный участок, а также находящиеся на нем объекты строительства;
- установление сервитута;
- определение порядка пользования землей;
- оспаривание ненормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления;
- исправление кадастровых ошибок;
- установление и (или) изменение границ;
- самостоятельный захват земельных участков и снос самовольно возведенных построек;
- особенности по ранее учтенным объектам, и объектам, созданным с учётом существовавших погрешностей и требований;
- ограничения при совершении сделок, связанных с продажей, арендой, залогом и т.д.;
- реализация прав, состоящих в получении разрешения на ведение строительства, оформление градостроительного плана земельного участка;
- начисление земельного налога, ставки арендной платы по государственному и муниципальному фонду.
- раздел или выдел земельного участка в натуре;
- определение порядка пользования земельными участками;
- приватизация земли;
- обжалование отказа в регистрации права собственности на землю;
- земельные спорам, в том числе по делам, рассматриваемым в судебном порядке.
Вместе с тем, с нормами земельного законодательства тесно связан институт недропользования, исходя из того смысла, что недра земли отнесены к государственной собственности, а хозяйствующие субъекты могут наделяться лишь правом пользования по разрешенным и лицензируемым видам деятельности, включая:
- геологическое изучение;
- добыча полезных ископаемых;
- возведение и эксплуатация подземных сооружений, которые не должны быть связаны с извлечением ресурсов;
- использование недр для захоронения опасных отходов производства.
При реализации недропользования с учетом содействия по устранению противоречий, исходящих из осуществления земельных отношений необходима поддержка по вопросам законодательства о недрах и экологии, лицензировании, оказываемого вида деятельности, сбора сведений о месторождении, экспертизы пригодных для эксплуатации участков с привлечением геологоразведочных компаний, разработки проектной и внутренней документации, договоров и контрактов, участия в конкурсах и аукционах, представительства в Росприроднадзоре, осуществления налогового консалтинга.
Специалисты нашей компании обладают соответствующей компетенцией и профессионализмом по реализации полного цикла правовой поддержки в области земельных отношений и недропользования, а также окажут содействие при разрешении всей категории споров, связанных с земельными ресурсами.