Для эффективной хозяйственной жизни государства в условиях рыночного подхода регулирования экономики уделяется первостепенная роль предпринимательской деятельности, субъектам и формам ее осуществления.
В соответствии с действующим законодательством предпринимательская деятельность может осуществляться коммерческими организациями либо гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ предусмотрено, что меры государственной и муниципальной поддержки, а также другой поддержки могут быть предоставлены только субъектам малого и среднего предпринимательства — хозяйствующим субъектам, соответствующим условиям отнесения к малым и средним предприятиям, которые созданы в организационно-правовой форме хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, производственных и потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также индивидуальным предпринимателям.
К примеру, согласно регламентированным требованиям Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере для получения финансовой поддержки в качестве гранта, выделяемого на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соискателем может быть как минимум малое предприятие, а одним из условий получения гранта по федеральной целевой программе «Старт», выделяемого для стартапа в начале инновационной деятельности, содержится требование о создании юридического лица в течение месяца после отбора проекта, явившегося лауреатом.
Регистрация гражданина в качестве ИП изрядно проста и не требует существенных познаний, поскольку в интернет-ресурсах размещены подробные инструкции по регистрации ИП, включая дистанционно.
В то время как создание юридического лица требует значительно более сложного и трудоемкого подхода, который включает в себя процесс не только по регистрации, но и процессы по подготовки всех необходимых для ведения деятельности документов, по определению организационно-правовой формы, системы налогообложения и т. д.
Участие юридического лица в гражданских правоотношениях возможно при наличии у него самостоятельной правосубъектности (праводееспособности), то есть способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Элементами правосубъектности является сделкоспособность, то есть способность совершать действия , которые направлены на возникновение изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей и деликтоспособность, то есть способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием).
В связи с данным понятием выделяется четыре признака юридического лица:
- организационное единство:
- наличие системы социальных взаимосвязей, вследствие чего различные лица объединяются в единое целое;
- наличие внутренней и функциональной дифференциации;
- наличие определённой цели образования и функционирования;
- имущественная обособленность — закрепление за юридическим лицом на праве собственности и праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, праве самостоятельного распоряжения имущества, обособленного от имущества всех третьих лиц, также лиц создавших имущественную основу деятельности юридических лиц;
- процессуальная правоспособность — правомочность состоять истцом и ответчиком в суде общей компетенции, арбитражном и третейском;
- гражданская правоспособность, т. е. от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также нести имущественную ответственность по своим обязательствам.
В первую очередь по цели создания все юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие.
Основная цель коммерческой организации является извлечение прибыли, которая может быть распределена среди учредителей.
Некоммерческие организации не преследуют цель получения прибыли и не могут распределять её среди своих учредителей.
Вместе с этим, отсутствие цели извлечения прибыли не мешает им заниматься предпринимательской деятельностью, если такая возможность предусмотрена учредительными документами и не препятствует уставным целям и задачам.
Коммерческие организации могут быть созданы в виде следующих структурных единицах:
- хозяйственных товариществ (полного и товарищества на вере);
- хозяйственных обществ (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество);
- крестьянских (фермерских) хозяйств;
- хозяйственных партнёрств;
- производственных кооперативов;
- государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации могут создаваться в качестве хозяйствующих субъектов по следующему перечню:
- потребительские кооперативы, к которым относятся, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
- общественные организации, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
- общественные движения;
- ассоциации (союзы), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
- товарищества собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
- казачьи общества, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
- общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- фонды, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;
- учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации;
- публично-правовые компании;
- адвокатские палаты и образования;
- государственные корпорации;
- нотариальные палаты.
Не менее важной классификацией юридических лиц является их дифференциация по характеру прав участников в отношении юридического лица, соответственно на корпоративные и унитарные.
Под корпоративными юридическими лицами понимаются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, в соответствии чем к ним относятся:
- хозяйственные товарищества и общества;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные партнерства;
- производственные и потребительские кооперативы;
- общественные организации;
- общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты;
- ассоциации (союзы);
- товарищества собственников недвижимости;
- казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
- общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Между тем, юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами, к которым следует относить:
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- фонды;
- учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации;
- государственные корпорации;
- публично-правовые компании.
Процесс создания юридических лиц можно разделить на две стадии:
- Формирование и выражение воли учредителей.
В этой стадии происходит принятие учредителями решения о создании юридического лица, выбор его организационно-правовой формы, названия, адресной части, подписание соглашения об осуществлении совместной деятельности по его созданию, разработка учредительных документов и утверждение. Если учредителем юридического лица выступает публично-правовое образование, то данная стадия будет содержать в себе принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта. - Акт государственной регистрации выдается уполномоченным органом после предоставления соответствующего пакета документов.
В форме регистрации государство контролирует создание юридических лиц и в ней реализуется признание их юридическими лицами и представление государством им правосубъектности.
Кроме всего, определяющим фактором для последующей эффективной деятельности юридического лица относительно целей его образования является должное соотношение организационно-правовой формы, под которой понимается установленная в законе структурное построение юридического лица, определяющее порядок его учреждения, права и обязанности учредителей, регламент управления и функционирования.
Тем самым, исходя из приведенного, можно четко определить, что создание юридического лица требовательная процедура, как и по организационным мероприятиям, так и по объему специальных познаний, а в целях достижения должного результата и будущего поступательного развития создаваемого хозяйствующего субъекта необходимо полагаться на правовое содействие опытных специалистов, к примеру, присутствующих в структуре нашей компании, поскольку только такое содействие позволит обеспечить залог требуемых последующих событий.