Экологическое право представляет собой специфическое комплексное образование, объединяющее совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения в сфере взаимного влияния общества и природы.
В современном обществе экологической обстановке уделяется первостепенное значение, ведется постоянный мониторинг факторов угнетающих ее состояние.
В этой связи, экологические нормы активно модифицируются в угоду текущих требований, обретая наиболее жесткий императивный характер с соответствующими мерами воздействия.
Вместе с этим, с учетом обширности правоприменения в сфере экологии нормы природоохранного характера образуют определенные направления в зависимости от общности регулируемых отношений, к примеру:
- производственные нарушения в области окружающей среды;
- регулирование правил обращения токсичных отходов и опасных веществ;
- регулирование правил обращения с микробиологическими препаратами, микотоксинами, др.;
- охрана атмосферы, почвы, водных ресурсов от загрязнений;
- регламентация правил добычи ископаемых;
- условия лесопользования;
- условия пользования водными объектами и объектами животного мира.
При этом, в качестве основного регулятора правоотношений в сфере экологии принято считать Росприроднадзор, основными функциями которого являются:
- надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов в отношении соответствия законам РФ, касающихся экологии и природопользования. охрана лесного фонда и водных ресурсов, а также осуществление соответствующих профилактический и контрольных мероприятий;
- надзор за безопасностью возводимых новых сооружений;
- защита особо охраняемых видов фауны и флоры;
- надзор за разведением животных и растений;
- надзор за экспортом драгоценных камней, минералов, топливно-энергетического сырья и других природных ресурсов;
- проведение различных экспертиз, связанных с экологией и природопользованием;
- контроль и регламентация работ, связанных с геологическими изысканиями, разработкой земных недр;
- выдача разрешительных документов и лицензий хозяйствующим субъектам в соответствии с правилами и нормативами на различные типы работ или виды деятельности, связанными с природопользованием либо охраной экологии.
Так, в совокупности вопросы технического регулирования регламентируются на уровне федеральных законов, а также различными подзаконными актами, включая всевозможные постановления приказы, регламенты, стандарты и пр.
В данной связи необходимо выделить призванного государством специализированного функционера в области технического регулирования, задачи которого тесно сопряжены с целью охраны окружающей среды, защиты жизни и здоровья человека, в том числе различных имущественных интересов, которым выступает Росстандарт.
Поскольку данный орган является своего рода связующим звеном по установлению пределов в виде стандартов, нормативов, регламентов, определяющих пределы допустимого и дозволенного после превышения которых определенное действие будет являться деликтом, влекущим конкретные негативные последствия для соответствующих лиц.
С учетом названного, публичными задачами Росстандарта являются:
- организация и проведение мер по защите прав потребителей и экономических интересов РФ в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров, работ, услуг;
- осуществление ведомственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за сертифицированной продукцией, за средствами измерения.
В данном ключе, опираясь на действующее законодательства, увязывая деятельность Росстандарта, понятие технического регулирования следует отождествлять с таким определением, как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Вместе с тем одним из центральных мест, которое невозможно обойти при раскрытии правовых целей, опираясь на вопросы природоохранного свойства и технического регламентирования, необходимо назвать сферу компетенции Ростехнадзора.
В соответствии с Положением о данной службе, Ростехнадзор представляет собой государственный орган, выполняющий функции по разработке и осуществлению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю (надзору) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
С учетом компетенции и цели деятельности Ростехнадзора необходимо выделить направления по наиболее публичным правоотношениям:
- проверка организаций и предприятий на предмет соблюдения действующего законодательства, регламентов, стандартов, нормативов и пр.;
- рассмотрение жалоб граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
- выявление административных правонарушений и их фиксация;
- допуск электроустановок и лабораторий в эксплуатацию.
Тем самым, учитывая обширную правовую регламентацию экологического и технического регулирования, присутствия в этих сферах полновесных государственных органов, обличенных значимыми властными полномочиями, экономическим субъектам, ведущим деятельность в данной среде требуется правовое содействие высокой эффективности с применением полного набора инструментов юридической техники.
Специалисты нашей компании обладают соответствующей квалификацией и готовы обеспечить разрешение всего спектра задач, касающихся экологического и технического регулирования, включая:
- разъяснения по вопросам применения природоохранного законодательства и соответствия требований различному техническому регламентированию;
- содействие экономическим субъектам в процессе разработки правил экологической, промышленной, технической и пр. безопасности или при применении таких норм в текущей деятельности;
- разрешение проблематики по нормированию негативного воздействия на окружающую среду, обращению с отходами производства и потребления, сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты и на рельеф местности, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду, установлению санитарно-защитных зон;
- сопровождение получения различных разрешений и лицензий, в том числе на водопользование, по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности;
- сопровождение при проверках природоохранной прокуратуры, инспекции в области охраны окружающей среды;
- оспаривание решений, предписаний, постановлений Ростехнадзора о привлечении к административной ответственности и ограничение деятельности;
- сопровождение в получении любой разрешительной документации от Ростехнадзора, а также урегулирование с ним разногласий в связи:
- с соблюдением лицензионных условий на пользование недрами и требований технических проектов;
- с использованием гидротехнических сооружений;
- с исполнением требований по рациональному использованию недр;
- с исполнением требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- с соблюдением обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов;
- с соблюдением установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию;
- с использованием атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности;
- с обеспечением энергоэффективности и безопасности в электроэнергетике;
- с осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).